Хроника событий
15 февраля 2007 г. Эстонский парламент в третьем чтении принимает Закон «О сносе запрещенных сооружений», смысл которого — убрать с площади Тынисмяги в Таллине памятник солдату-освободителю, известному как «Бронзовый солдат»
24 февраля. День независимости Эстонии. У Бронзового солдата пикет защитников в форме Советской армии, впоследствии вызванных в полицию для разбирательства. Молодые люди, выкрикивающие «Хайль, Гитлер», полицией не задерживались
Февраль — март. В различных городах России начался сбор подписей с требованием оставить памятник на прежнем месте. В Волгограде, Самаре, Саратове, Астрахани — за открытие копии Бронзового солдата
25 апреля. Защитники Бронзового солдата вышли на митинг. Полиция Эстонии жестоко разогнала митингующих, один человек, 20-летний Дмитрий Ганин, погиб. Вытесненные с площади Тынисмяги демонстранты били витрины магазинов, поджигали машины
Ночь с 25 на 26 апреля. Освободив площадь, власти Эстонии отдали приказ о срочном демонтаже памятника. Бронзового солдата распилили на части и вывезли в неизвестном направлении
26 апреля. МИД России назвал действия эстонских властей бесчеловечными. Памятник обнаружен на военном кладбище Таллина. На площади Тынисмяги эксперты-криминалисты ведут раскопки захороненных у памятника советских солдат. Премьер-министр Эстонии Андрус Ансип заявляет, что раскопки продлятся 3-4 месяца, потому 9 мая доступ на площадь будет закрыт
26 апреля — по сей день. В Эстонии практически осадное положение. Полиция разгоняет даже группы гимназистов. Созданы фильтрационные пункты, которые «заворачивают» всех иностранцев, даже англичан и финнов, запрещая им въезд в страну, не говоря уж о гражданах России. Делегации Госдумы России отказано в доступе на площадь Тынисмяги. Около 300 полицейских Эстонии (русскоязычных) подали рапорты об увольнении из полиции, отказываясь выполнять приказ об избиении демонстрантов
8 мая. Официальные лица Эстонии во главе с премьер-министром Андрусом Ансипом возложили венки к памятнику Бронзовому солдату, установленному на военном кладбище Таллина. Впервые за всю новую историю эстонский премьер почтил память советских воинов. Правда, отдельно от русскоязычного населения страны да и большинства жителей, празднующих День Победы 9 мая. От Бронзового солдата правительственная делегация направилась к мемориальному комплексу, где похоронены «воевавшие по разные стороны фронта»
Как мы отвечали на «эстонский вопрос»
• Совет Федерации РФ проголосовал за разрыв отношений с Эстонией. Подобных прецедентов во внешней политике России еще не было. Но, что важно, в данном случае наше общество демонстрирует абсолютное единодушие.
• Активисты «Молодой гвардии», движения «Наши», «РуМол», «Местные» десятидневным пикетированием эстонского посольства в Москве добились того, что посол Эстонии Марина Кальюранд покинула территорию России. 8 мая в 22 часа в российских городах начал гаснуть свет в окнах, люди выставляли на подоконники свечи, автомобилисты включали «аварийку».
• Во время отборочного футбольного матча между командами России и Эстонии, проходящего в Таллине, болельщики растянули транспарант «Держись, Бронзовый солдат!». Такой транспарант поднимается на всех матчах 8-го отборочного тура по футболу по инициативе Всероссийского общества болельщиков.
• Российская железная дорога почти в два раза сократила количество составов в Эстонию, вынудив Эстонскую железную дорогу к принятию кризисной программы и пересмотру расходов.
• Нижегородские комсомольцы направили письмо президенту России, в котором предлагают разорвать все отношения с Эстонией, прекратить все формы сотрудничества с любыми организациями, кроме русских общин. Кроме того они требуют обращения в международные судебные организации с требованием привлечь руководителей Эстонии, отдавших распоряжение о сносе памятника, к уголовной ответственности.
• Федеральная торговая сеть «Копейка» вывела из оборота эстонские товары. Так же поступили и другие крупнейшие продавцы и отдельные магазины. Московские и особенно питерские туристические фирмы рекомендуют воздержаться от поездок в Таллин.
• Пользователи ICQ ставят рядом с ником статус «сердечко» в знак солидарности с защитниками Бронзового солдата.
• 5 мая несколько активистов из санкт-петербургского отделения движения «Наши» провели акцию протеста на трассе Санкт-Петербург — Таллин, неподалеку от Ивангорода. Все они непрерывно переходили шоссе по пешеходному переходу, затрудняя при этом движение автотранспорта. Как заявили представители «Наших», за несколько минут им удалось остановить 13 фур с эстонскими номерами. Вдоль трассы «Наши» растянули баннеры с призывами к экономической блокаде Эстонии.
• На праздничном митинге в столице Башкирии Уфе активисты «Справедливой России» выступили за переименование улицы Эстонской в улицу Великой Победы.
• В Санкт-Петербурге в День Победы «Молодая гвардия» установила копию Бронзового солдата рядом с консульством Эстонии. В течение всего дня петербуржцы и гости северной столицы приносили сюда цветы и зажигали свечи.
Пересмотр итогов войны — это преступление
Алексей Шапошников, член Координационного совета, начальник московского штаба «Молодой гвардии»:
Первым шагом, по мнению «Молодой гвардии», должно стать принятие закона, согласно которому пересмотр итогов Второй мировой войны, закрепленных Тегеранскими, Потсдамскими и Ялтинскими соглашениями, станет уголовным преступлением. Это позволит преследовать в уголовном порядке конкретных лиц, виновных в данном преступлении, — в российских судах, вне зависимости от их местонахождения, гражданства и ранга.
Вторым шагом должно стать признание этого же закона на международном уровне. Государства Прибалтики, а также Восточной Европы кровно заинтересованы в незыблемости итогов Второй мировой войны — ведь именно из них проистекает государственность и территориальная целостность этих стран.
Мы уверены, что сам памятник советскому воину-освободителю, ставший к тому же символом борьбы за права русских в Эстонии, еще вернется на свое законное место на Тынисмяги. И сделают это сами таллинцы. Так требует оскорбленная историческая память. Так и будет.
Эстонский премьер роется в могилах
Василий Якеменко, федеральный комиссар движения «Наши»:
Мы своим протестом, активизацией тысяч людей смогли восполнить вакуум, образовавшийся в результате недостаточно решительных действий государства. Сразу стало понятно, где действительная поддержка, а где политика двойных стандартов. И еще хотелось бы обратить внимание на то, что я, как и те, кто стоял в эти дни у посольства, не считаю погибших солдат мародерами и пьяницами, как их назвал эстонский премьер, который, кстати, жив и роется в могилах во многом благодаря тому, что эти солдаты там лежат. Мы просто обязаны были выйти. Все вместе от имени государства и каждый от себя лично. И если бы я в этой ситуации бездействовал, то моя жизнь стала бы в значительной степени бессмысленной.