Законодательная инициатива — так на официальном языке именуется предложение о появлении нового закона. Или внесение поправок к существующему. Студент, как и любой обычный гражданин, правом внесения законодательной инициативы не обладает. И даже если кому-то в голову пришла отличная идея, реализация которой может улучшить жизнь человечества, для того чтобы она стала законом, нужно пройти определенную процедуру.
По Конституции, правом внесения законодательной инициативы в нашей стране обладают Президент, Совет Федерации и его члены, Правительство России, законодательные органы республик, краев, областей и суды Российской Федерации — Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный, депутаты Госдумы и губернаторы. Всего, если посчитать, — 723 субъекта. То есть изобретателю закона надо придти в какой-либо из этих органов и поделиться своей идеей. Понятно, что проще всего попасть к своему депутату. У них есть приемные и работа с инициативами граждан — прямая обязанность депутата. Более того, за исполнением этой обязанности следит прокуратура, которая контролирует, чтоб даже ни одно письмо в адрес депутата не осталось без ответа (что он ответит — уже другой вопрос).
Но депутата, а равно и целую депутатскую фракцию, можно заинтересовать в лоббировании вашей идеи. И для этого у граждан есть масса способов: провести круглый стол, организовать дискуссию, пресс-конференцию, митинг, выступить в газете. Словом, привлечь внимание к проблеме. Депутаты, как показывает опыт, очень быстро откликаются на массовые выступления. Во-первых, так они могут показать свою заинтересованность в проблемах избирателей. Во-вторых, им самим интересно выступить в Госдуме с реальным, живым предложением. Законодательная инициатива, вынесенная депутатом, проходит экспертизу в юридических отделах — чтоб не было противоречий с существующими законами и Конституцией Российской Федерации. Затем, в качестве законопроекта, выносится на обсуждение Думы. Принятие закона в первом чтении означает, что депутаты согласны с общей концепцией и идеей закона. А на втором и третьем чтении уже шлифуется механизм того, как этот закон будет работать.
Закон «О внесении изменений в законодательные акты РФ» ( в части предоставления права объединениям работодателей участвовать в прогнозировании и мониторинге рынка труда) внесло правительство России — это обычная практика, поскольку правительство обобщает деятельность министерств и видит проблему, в данном случае — на рынке труда. Закон прошел первое чтение, но дальше забуксовал: все понимают, что надо стремится к тому, чтобы количество и специализация выпускников вузов соответствовала потребностям экономики, но не очень понятно, как это сделать.
«Rе:Акция» призывает не остаться в стороне от принятия закона, который касается нас напрямую. Мы готовы опубликовать ваши пожелания, идеи и предложения. Равно как и пожелания преподавателей и работодателей. Чем больше их будет, тем большее влияние мы сможем оказать на конечный результат. Если мало — ваши идеи мы передадим депутатам Госдумы, которые переведут их в язык законодательных инициатив. Но тогда и шансов повлиять на процесс немного. Большим количеством предложений мы сможем заинтересовать комитет Госдумы, который готовит закон. Обычно депутаты едва ли не полностью полагаются на рекомендации профильных комитетов, а значит, шансы становятся очень большими. И, наконец, очень большим количеством идей мы сможем заинтересовать думскую фракцию. И эта фракция станет лоббистом наших интересов.
А в итоге Закон подпишет президент и его опубликуют в прессе. Со дня опубликования он и становится Законом. И нам жить по нему в любом случае, хоть ты участвовал в его создании, хоть нет. Но лучше все же самому устанавливать правила игры.