Окраина Тулы, автобаза. Грязь, кучи мусора, рабочие в просаленных ватниках, ржавеющая разобранная техника. Я прыгаю через лужи и слушаю рассказ тульского инженера Василия Орлова об особенностях ношения смокинга. Смокинг — одежда на вручении «Оскара» обязательная, потому его взяли напрокат. Брюки там с разрезами по бокам, на тесемочках, а еще манишка, которую Василий называет «напузник», — она живот прикрывает. Так, в разговорах о светской жизни, допрыгали до сарая — типичной кулибинской мастерской. Точнее сказать, мастерской Левши, все-таки в Туле находимся. Смотрю на кучу железа и пытаюсь понять, как объяснить причину фурора, который это железо наделало в кинобизнесе.
С его помощью были сняты многие голливудские блокбастеры: «Мистер и миссис Смит», «Нью-Йоркское такси», «Бэтмен»... Кадры «Нью-Йоркского такси», кстати, признаны лучшими в истории погонь. А изобретателям оригинального устройства, которое в Голливуде получило название «Русской руки», был вручен «Оскар» — за вклад в развитие техники съемок. 27-летний инженер из Тулы Василий Орлов свою речь на голливудской сцене произносил по-русски.
«Русская рука» — механический кран, устанавливаемый на автомобиле, — позволяет держать абсолютно ровную картинку при скорости машины даже в 160 километров в час. Камера при этом может свободно вращаться, то зависая в сантиметрах от дороги, то поднимаясь на высоту стрелы. Легкость объяснения на самом деле ничего не говорит о сложности технического решения, с помощью которого удается добиться неподвижности камеры относительно горизонта. Потому придется углубиться в историю вопроса.
Понятно, что стабилизирующими устройствами раньше всех занялись военные. Благодаря этим устройствам, к примеру, танки стали стрелять на ходу — пушка у них начала висеть неподвижно, несмотря на тряску. Но в танке неподвижность дула достигается при помощи гироскопов — крутящихся волчков, которые «держат» горизонт как раз за счет кручения. Гироскоп — штука тяжелая, только на танк его и поставишь.
При подготовке к съемкам московской Олимпиады-80 телевизионщики с ума сошли, решая проблему, как снимать парусную регату. Установленная на яхте камера передавала совершенно негодную «дрожащую» картинку. Люди из телевизора попросили помощи в МВТУ им. Баумана. В Бауманке тогда работал родственник Василия Орлова, Лев Евстратов, автор теории индикаторных стабилизаторов. С помощью той теории он и разработал гиростабилизированный кран. В нем неподвижность горизонта достигается не с помощью гироскопов, а за счет чувствительных датчиков, которые сразу выравнивают отклонения. Вот с этого крана и начинается шествие «Русской руки» в Голливуд.
После съемок Олимпиады кран Евстратова благополучно работал на студии имени Довженко, а после распада СССР остался на Украине. Украина в свою очередь сдала его в аренду Голливуду, что говорит о превосходстве отечественной технической мысли уже в те времена. В Голливуде стал работать и Лев Евстратов, обслуживая свое изобретение. Днем обслуживал, ночью спал на складе. В Голливуде стрела получила название «Русской руки», что очень раздражало украинских собственников, требовавших называть девайс «Украинской рукой». В результате разных препирательств Евстратов начал делать со своим родственником Василием Орловым конкретно «Русскую руку» — в Туле.
В Туле традиции знаменитого Левши живы и процветают. В местном музее стоит микроскоп, рядом табличка: «Подкованная блоха натуральная с четырьмя подковками, каждая прибита тремя гвоздиками». Глядишь в микроскоп: действительно, блоха натуральная, с подковками и гвоздиками. Но это уже мастера современные, блоха датирована 2002 годом. Гораздо интереснее, что в Туле процветает и неорганизованное народное изобретательство. В местной газете прочитал про пенсионера, который придумал сапог для облегчения процесса копания. Это такой железный башмак, который надевается на ногу. Упираться ногой в край лопаты становится не больно. Пенсионер заявил, что стал копать огород в два раза быстрее. Словом, идеи технических новшеств посещают всех. Только почему-то в России идеи эти широкого применения не находят. А Америка ставит их на поток.
Первые агрегаты получались тяжелыми — один килограмм на стреле требует трех кило противовеса. Их крепили на арендованных авто стропами из хозмага. В прокат машины возвращались с продавленными крышами — страховка, впрочем, все покрывала, а операторы «фабрики грез» полюбили такие съемки.
Нынешние краны стоят на «мерседесах»-внедорожниках, оборудованных для съемочной группы. Съемки на огромной скорости — искусство филигранное, процессом ведают несколько человек. Водитель внедорожника — раз. Фокус-пулер, человек ответственный за фокус камеры, — два. Камера-мэн (управляет головкой крана) — три. И оператор крана (управляет стрелой) — четыре. Ну и пятым в багажнике «мерса» сидит режиссер, который руководит процессом. Итого — 6 750 долларов за 10 часов работы, с арендой техники, но без зарплаты режиссера. Такое вот кино.
Процесс съемок сам по себе впечатляет. Машины летят по пустыне, снегу или по городу. На крыше черного «мерседеса» что-то типа стрелы башенного крана с кинокамерой. Автомашины на огромной скорости танцуют причудливый танец, а камера живет своей жизнью, порхая вокруг, словно стрекоза. В перерывах мелькают лица голливудских звезд — Вин Дизель, Дастин Хофман… «Русская рука» стала хитом, в очередь на аренду выстраиваются лучшие режиссеры. А украинская компания, когда-то требовавшая называть агрегат «Украинской рукой», подала в суд, заявив, что бренд «Russian Arm» принадлежит ей.
Мы с Василием Орловым снова скачем через лужи тульской автобазы. Новый агрегат скоро полетит в США. В следующем году Орлов предполагает получить «Оскара» за стабилизированную головку для крана. В итоге при 10-минутных съемках на огромной скорости суммарное отклонение камеры от горизонта не превысит 1 градус. Вот так Голливуд рассмотрел тульского Левшу. А отечественные фирмы — то же «Останкино» для съемок, например, концерта Пугачевой или церемонии награждения «Тэффи» — везут краны из Киева. Видимо, Москве «Украинская рука» ближе тульской.
НАШИ «ОСКАРЫ»
Первый «Оскар» наши кинематографисты получили еще в 1943 году за документальный фильм «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой», снятый фронтовыми операторами. Правда, фильм был советско-американский. Потом лишь в 1968 году высшей Голливудской награды удостоился Сергей Бондарчук и его фильм «Война и мир». Еще через 12 лет призы собрала «Москва слезам не верит». Фильм и сейчас считается триумфом нашего кино, говорят, американские политики перед визитом в нашу страну специально его смотрят, чтобы понять загадочную русскую душу. В российском (не советском) кино голливудской награды удостоился Никита Михалков за ленту «Утомленные солнцем».
С НИЗКОЙ ТОЧКИ
Более всего голливудские операторы полюбили использовать «Русскую руку» для съемок с очень низкой точки, когда камера летит в нескольких сантиметрах от земли. Зритель получает возможность видеть движение колес, работу амортизаторов, подвески. Потому «руку» особенно часто используют в рекламе автомобилей — реальная картинка всегда более впечатляет, чем компьютерная графика. В «Бэтмене» благодаря «руке» лучший друг спасателя мира — бэтмобиль — приобрел видимость реального автомобиля. По сути, сейчас Америка снимает с помощью «Русской руки» все сцены погонь.
Часть «руки» — стабилизированную головку для камеры — используют при съемках с вертолета или гоночных катеров, опять же для эффектных кадров. Американцы считают, что только благодаря этому устройству удалось получить лучшую в истории картинку Большого каньона — стабилизированная головка с камерой висела под вертолетом на очень длинных шнурах.
ОТ АВТОРА
Вадим Челиков, специальный корреспондент «Re:Акции»:
Я работал на ТВ больше 10 лет. Могу заявить, что даже на твердой земле добиться устойчивости камеры очень тяжело. Потому цена приличного штатива под профессиональную камеру начинается от 4,5 тысяч долларов. Проблема в том, что штатив должен легко вращаться и раскладываться, но в момент съемок жестко фиксировать камеру. Человек, когда смотрит из машины, дрожания не замечает, глаз и мозг «убирают» это дрожание. А вот на экране оно сильно заметно и считается браком, который может убить всю работу.
В бытовых камерах дрожание нивелируется электронными стабилизаторами, но это идет в ущерб качеству изображения. В кино, где требования к картинке еще выше, ради ровного движения камеры прокладывают рельсы, ставят пьедесталы и прочие агрегаты. Но вот съемки с вертолета, когда нужно большое приближение картинки — так называемые съемки на длинном фокусе, — без стабилизатора камеры просто невозможны. Такая вспомогательная техника для кино и видеосъемок на самом деле приносит большие доходы, достаточно сказать, что одна из главных технических компаний Голливуда — Chapman Leonard Studio — занимается исключительно сдачей в аренду различных операторских тележек и кранов.
Еноты – интересные, смекалистые и поразительно обаятельные зверьки. Благодаря этому эти зверьки все чаще стают настоящими звездами интернета,затмив всеми любимых – котов. Всего лишь однажды увидев этих очаровательных зверьков, ни один человек просто не сможет остаться к ним равнодушным, ведь на них не взглянешь без восторженной улыбки. Еноты милые, шаловливые и безумно любопытные – в эти создания невозможно не влюбиться. К тому же, они очень любят вкусненькое, как и мы. Их быстрые глазки в обрамлении черных “очков” добавляют их милой мордочке неповторимое очарование и неотразимость ловят енотов. Благодаря природному очарованию и забавному поведению, енотов-полоскунов довольно часто заводят как домашнее животное. большинству из нас приносит огромное удовольствие наблюдать за этим интересным животным с его непредсказуемыми повадками и неуемным любопытством. Даже несмотря на то, что еноты являются хищными животными, они довольно нежные, общительные и дружелюбные, поэтому они очень хорошо ладят с другими домашними животными– котами и собаками. Еноты-полоскуны чрезвычайно любвеобильны и очень привязываются к ко всем членам семьи своих хозяев, поэтому эти животные постоянно будут любым образом пытаться на себя обратить Ваше внимание. Еноты широко распространены практически по всей территории Евразии, а к нам попали они из Центральной и Северной Америки. Их отличная адаптируемость к окружающей среде помогает им великолепно приспосабливаться в разных климатических зонах – этих пушистых зверьков можно встретить даже на Дальнем Востоке. Благодаря хорошо развитым пальцам на лапах енотов-полоскунов эти зверьки хорошо орудуют даже очень маленькими предметами и прекрасно лазят по деревьям. А необычайно подвижные ступни этих энергичных животных позволяют им исполнять поразительные акробатические трюки на деревьях.