ОТ СЛУШАТЕЛЯ
Евгений Васин, аспирант МГУ, 24 года
Необычайно техничный для «Гражданской обороны» диск: качественный звук, мало шума, никаких криков, ребята играют слаженно, четко, неплохо подобраны названия песен, есть хорошие места в тексте, проигрыши. Но тут хотелось бы сказать о другом. Летов мне нравился своей яростью, бешенством души, неправильными, тяжелыми, безумными, прекрасными песнями Мальдорора, которые полторы сотни лет спустя положили на музыку. Тем, чего в этом альбоме совсем не слышно. Я не буду слушать «Реанимацию» второй раз и скоро забуду первый.
ОТ КОЛЛЕГ
Игорь Князев, «Овощ», лидер группы «Гриббы»
Вряд ли я буду слушать Летова, поскольку я далек от эстетики постсоветского «полит-честняка», который в несколько ненормативной форме гонит господин Летов. Во всяком случае, гнал году в девяностом – именно тогда я услышал его впервые, и он мне совершенно НЕ ПОКАЗАЛСЯ забавным. О том, что «все вокруг плохо» я и так знаю – стоит только сделать пару затяжек марихуаны или проснуться в состоянии похмелья.
ОТ НЕПРАЗДНЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
Александр Плющев, радио «Эхо Москвы», ведущий
«Гражданская оборона»? Как-то никогда не возбуждали меня они – ну что я могу поделать. И в музыкальную программу «Серебро», которую веду на «Эхо Москвы», их тоже не позову. Стараемся выбирать музыкантов, которые находят отклик у меня или соведущего программы Дмитрия Борисова. Возможно, даже раздражают, ну хоть какие-то эмоции, чтобы давали разговору толчок. К тому же я всегда считал, что андеграунд должен в нем и оставаться, радио – для мэйнстрима. Сейчас их усиленно раскручивают, что, несомненно, убьет их как лидеров андеграунда.
Игорь Владимирский, великий журналист
Жизнь, как говаривала по легенде незабвенная Фаина Георгиевна Раневская, это затяжной прыжок из п***ы в могилу. Все, что делала ГО, оно в принципе об этом.
О рождении да смерти. От первых младенческих воплей до предсмертных стонов. Отхрипелся Егор Федорович с Опиденевшими На Вечной Весне в одиночной камере. Конвульсивно дернулся да затих. Хотя... может, я и путаю смерть с оргазмом. Ибо потом сладкой сигаретой расставания до кома в горле пронзительный Звездопад.
Долгая счастливая жизнь уже не жизнью оказалась, а покойником, остывшим в прозекторской. А с покойников какой толк? Разве что с бодуна к холодненькому прижаться лбом. Только когда тление пошло, тут не прижиматься. Тут бежать надо.
Реанимация? Да нет... тут скорее эксгумация.
ОТ «RE:АКЦИИ»
Айрат Дашков
Каждое новое творение самой известной омской группы, принципиально не выступающей в Омске, порождает один и тот же ворох стандартных реакций – «как всегда гениально», либо «ну все, продались», либо «неплохо, но раньше было круче». Любая из подобных сентенций лишь говорит о степени овладения автором несомненной истины, касающейся «Гражданской обороны»: основной посыл всего летовского творчества бесполезно ловить в контексте русского рока или панк-культуры, ибо он лежит за пределами их рамок и намного ближе к метафизике, чем к право- или леворадикальной идеологии. Считающим летовские стихи переводом учебника по спряжению немецких глаголов уже ничем не помочь, метафизика не приспособлена для понимания большинством публики, поэтому большинство, прибегая к психологической самозащите, старается охаить все непонятное и не «слишком человеческое».