Уходящий месяц, особенно на фоне после летнего затишья, подтвердил, что с книжками у нас происходит примерно то же самое, что и с кино, — самый горячий интерес вызывает продукция отечественного производителя. Причем в основном худлит. И, похоже, это производителя к чему-то обязывает, если даже член фракции ЛДПР Алексей Митрофанов дебютировал в сентябре как писатель и выпустил не какую-нибудь там книжку мемуаров, а роман «12 кресел» — вполне себе бодрый римейк похождений великого комбинатора.
Эльфийская шарада
Впрочем, самый громкий дебют месяца — это, конечно, роман «XIV принцип» Ивана Охлобыстина, в прошлом известного режиссера и сценариста, а с 2001 года отца-настоятеля храма св. Николая в Заяицком, что на Раушской набережной. История там случилась вот какая. Трое парней и одна девушка любили играть по Сети в стратегию. Потом девушка как-то наглоталась таблеток, запила их водкой и вырубилась прямо во время игры. Проспала несколько суток, а когда пришла в себя, то обнаружила на своей кредитке сумму в 109 тысяч условных единиц. Посчитали, прикинули. Выяснилось, что все добытые на виртуальных перекрестках золотые бочонки превратились в реале в солидные банковские счета. Спустя некоторое время разбогатели все четверо. А потом решили совсем эмигрировать. Одна беда: кто будет присматривать за их впавшими в анабиоз телами по эту сторону экрана? Живые люди слишком ненадежны. Тогда самый главный из геймеров, Магнификус Первый, предложил использовать компьютерных персонажей. Так началась история вторжения в наш мир виртуальных паразитов. Магнификус Первый погиб. Чтобы отбиться от химер, игроки залучили к себе некоего Сергея, скромного торговца поддельной итальянской мебелью, а на самом деле — Магнификуса Второго.
Этот Сергей — фигура отчасти автобиографическая. У него два высших образования (у отца Иоанна их три). Развлекается герой вполне в духе самого Охлобыстина образца 90-х вплоть до знаменитой реплики «Я сегодня опять буду шалить!», произносимой при появлении в очередном облюбованном ресторане. А в виртуальном пространстве многие принимают его за священника.
И все-таки творение Охлобыстина — не автобиография. В аннотации говорится, что перед нами «беспрецедентный факт сочинения православным священнослужителем романа в жанре фэнтези-биотроник». Едва ли: ничего беспрецедентного в труде о. Иоанна не просматривается. Это каноническое хождение души по мукам, просто исполненное не в декорациях старинных легенд и апокрифов, а на материале мира Ворхаммер и его сеттингов (особенно — Мордхейма). Во всяком случае, для знатоков все эти тзинчи и кхорны, нурглы и нурглики, азуры и дручии, с которыми имеет дело Сергей, попав в компьютерную игрушку, загадки не представляют. Что же касается непосвященных, то им не следует торопиться с выводами и тем более обвинять о. Иоанна в недопустимом для служителя культа поведении. На самом деле, он написал глубоко религиозную книгу. Его герой не просто выполнил свою миссию и, порушив Черный Портал, спас мир живых людей от экспансии виртуальных паразитов. Сергей еще и отринул мир сей в пользу мира иного — вернулся в игрушку. Почему? Потому что там смогли правильно разгадать одну старую эльфийскую шараду: обратная сторона всего, пять букв. Первоначальный ответ: ничто. «Но эльфы ошибались, — сообщает автор, — на самом деле букв шесть: любовь».
Как не хрустеть ногами по калужью
Честно говоря, это очень трудно — чтоб не хрустеть. Потому что книжка издана богато, в роскошной суперобложке с тиснением, называется солидно: «Золото бунта, или Вниз по реке теснин», автор тоже солидный — Алексей Иванов, живой классик и чуть ли не главный гость минувшей книжной выставки-ярмарки на ВВЦ. Но вот откроешь — и сразу хруст: как будто в яму ловчую провалился. А там, на дне, совсем другая жизнь. «Хитники брали золото вдали от людских глаз, на дальних суземах. Дробили рухляк и каменные хрящи под скалами на безымянных речушках, терли глины-месники под обрывами берегов, на еланях сдирали тощие дерны-заволоки, трясли в самодельных бутарах дрязги и севунцы».
В народе бают, пермяк Иванов изобрел новый литературный жанр, смешав исторический роман с фэнтези. Вполне возможно. Вот только такие смеси в изобилии производились в бывшем СССР писателями-деревенщиками. Да, в плане художественного вымысла они вели себя чуть осторожнее, но в остальном — все те же сермяжные мистерии на краеведческом материале с обильным цитированием словаря диалектных слов и выражений.
«Ступая на осклизлые плахи подмета, стараясь не запнуться о кирень, хватаясь руками за брусья озд, пробирался Осташа туда, где светлела кровля над льялом и уже была видна казенка, в которой и захлебнулся колодник».
Самое поразительное, что этим языком Алексей Иванов решил не просто поведать нам о жизни сплавщиков на Чусовой три века назад, но еще и изложить детективную интригу, в нагрузку к фэнтези. В центре всего — клад Емельки Пугачева, то самое золото бунта, о котором якобы знал только Переход, отец Осташи, главного героя. Батя утонул, но поскольку тела не удалось обнаружить, все решили, что он просто разбил барку и скрылся от людей, чтобы тайком выкопать золото. Остафий пытается обелить память отца. Это ему удается: захлебнувшийся колодник с намеренно изуродованным лицом и был его отец. Разумеется, ни в чем не повинный — «не червивило батю коварство».
Трудно поверить, что нормальный читатель может одолеть 700 страниц по такому калужью. Тем не менее, это скорее всего так. Иначе роман не отпечатали бы тиражом в 23 000 экземпляров. Критики могут сколько угодно морщить свои эстетские носы, на каждой страницы проваливаясь под землю в лесных едумах и папортях. На все их чистоплюйское нытье поклонники Иванова вправе ответить словами одного из его героев: «Это коту делать нечего, вот он яйца и лижет». И будут совершенно правы.