Первое приближение
Наткнуться на него можно только случайно. Если сильно спешите или ваше воображение не превышает известной степени, то можете и вовсе не обратить на него внимания. Между тем камни в человеческий рост попадаются в городских дворах не так уж и часто. В Красноярске мне известен только один.
Кто и с какой целью приволок в город здоровенный булыжник весом несколько тонн? Догадки у меня были, но об этом ниже. А пока я использовал камушек «по назначению»: как заправский экскурсовод водил сюда девушек и, закатывая глаза, нес пургу про НЛО – помогало. Потом показывал вывеску на соседнем доме. Если девушка оказывалась в состоянии сложить два и два, то она изумленно округляла глаза и спрашивала: «Неужели тот самый?!»
Дело обычно происходило вечером, на небо высыпали звезды, и становилось так интересно и необычно…
На все расспросы я лишь многозначительно улыбался и подводил девушку к забранным решетками окнам, где в темноте виднелись контуры каких-то предметов. Острые углы, ломаные силуэты… Казалось, столы в зале были завалены каким-нибудь инопланетным барахлом. Это в придачу с самим камнем приводило девушку в совершенное замешательство, и она в испуге отшатывалась от окна прямиком ко мне в объятия…
За железной дверью
На все их вопросы я не мог дать никакого достоверного ответа (зато улыбался с многозначительным видом), поэтому во что бы то ни стало решил проникнуть за всегда железную дверь фонда.
Мне представлялось, что там ходят какие-то товарищи в штатском, потом – люди в белых халатах, склонившиеся над микроскопами, и хмурые геологи, рассматривающие карты. Все оказалось проще: дверь открыл сам президент фонда — Юрий Лавбин.
Странный взрыв
Лавбин начал издалека: итак, утром 30 июня 1908 года на высоте около шести километров произошел взрыв, выделивший энергию, в 2 тысячи раз превосходящую энергию хиросимской атомной бомбы. Это событие известно под именем «Тунгусское диво», и до сих пор нет единого мнения, что именно оно собой представляло. Ясно одно: нам всем очень сильно повезло, что гигантский метеорит, по некоторым оценкам весивший до миллиарда тонн, не врезался-таки в Землю. Иначе мы бы вымерли как динозавры.
Но часть ученых полагала, что никакого взрыва не было, а был обыкновенный метеорит, который рухнул в тайге, в районе Ванавары. Они приводили совершенно справедливый довод, что ничего просто так не взрывается. Для такого взрыва необходимо какое-то техническое устройство. Например, атомная бомба.
Сам Королев, отец советской космонавтики, занимался этой проблемой два года, но бросил это дело, так как все данные, полученные в ходе исследований, свидетельствовали, что взрыв был и был он искусственного происхождения! Понятно, что серьезному ученому не хотелось выставлять себя на посмешище с гипотезой о ядерном устройстве 1908 года выпуска.
Звездные войны
Но после получения снимков земной поверхности со спутника появились доказательства гипотезы, сочетающей и «метеоритную», и «техногенную»: был и метеорит потенциально огромной разрушительной силы, и было некое техническое устройство, его «перехватившее»! А «ванаварский метеорит» был лишь одним из многочисленных осколков, разлетевшихся по всей центральной Сибири после столкновения. Мне сразу представился героический зеленокожий (или какой он там) камикадзе, который, сжав зубы, недрогнувшим щупальцем направляет свой звездолет на злокозненную комету, спасая нашу неразумную цивилизацию. Вообще говоря, я не вижу в такой теории ничего невероятного, потому что с некоторых пор, по выражению братьев Стругацких, «верю вообще во все, кроме бога».
К слову, теория «обычного метеорита» вначале возобладала во многом потому, что директор Иркутской обсерватории Вознесенский посчитал нужным сообщить сведения, полученные об огромной силы земных и воздушных сотрясениях, произошедших 30 июня 1908 года, только спустя двадцать лет после события. Трудно, конечно, представить, что все эти годы у него над душой стояли инопланетные контрразведчики с наганами, но кто знает, кто знает…
У порога
Между прочим, один крупный начальник одного из районов Красноярского края несколько часов вместе с шофером гонялся за НЛО на автомобиле. Не поймал. А еще, бывает, что пароходы, которые идут по Енисею, иногда сопровождают золотистые шары…
Мир жлобства наступает на мир поиска и исследований: фонд пытаются выселить из помещения. Есть желающие открыть здесь очередную сауну. Или кабак. В зале для экспозиций, где хранятся уникальные артефакты, привезенные из многочисленных экспедиций, выбиты все стекла. «Наркоманов нанимают каких-то, чтобы нам жизни не давали», – грустно замечает Юрий Дмитриевич.
Перед тем, как распрощаться, задаю вопрос, распиравший меня с самого начала: «А что, тот здоровый камень во дворе ТОТ САМЫЙ?» Оказывается, что да: его краном вытащили из кратера под Канском и привезли сюда. В его составе нашли около двадцати различных включений, причем «весьма любопытных»: анализы показывают, что они внеземного происхождения.
А камешек лежит пока на своем месте. Иногда я прихожу сюда и без девушек. Просто потрогать – он же оттуда…