«Буковский заявил о желании баллотироваться в президенты», — окликаю я братишку. «Чарли? Писатель?» — «Нет, не Чарли. Владимир. Диссидент».
Владимир Константинович! Неладное творится что-то — позабыли вас в России. Наймите, что ли, меня пиарщиком?
Впрочем, Запад приучает думать, что победить на выборах может кто угодно. Президентами, мэрами и губернаторами выбирают по признаку «вопреки» и негров, и гомосексуалистов, и инвалидов, и нацменов, и дураков, а во Франции чуть было не избрали главой государства женщину, что вообще ни в какие ворота не лезет. Хорошо хоть не лягушку: ей и по Конституции запрещено баллотироваться. Впрочем, даже если бы было можно — все равно без шансов.
Ведь кто только не выставляет свои кандидатуры на разных выборах! В США, например, есть неонацист, сидящий в тюрьме и от тоски строчащий «предвыборные обязательства» типа восстановления рабовладельческого строя. А еще там есть такой «профессиональный кандидат» Эдвард О’Доннел, который обещает избирателям в случае победы на выборах переоборудовать резиденцию президента США в восстановительный санаторий для алкоголиков и посадить в тюрьму всех телеведущих. Пока ему не удавалось набрать больше одной сотой процента голосов — наверное, страной ошибся. В России с такой программой у него было бы больше сторонников. Вот что значит плохой пиар.
Предвыборной кампанией Буковского тоже занимаются абы как. Весь пиар сводится к тому, что на всякие лады перепевается частушка «поменяли хулигана на Луиса Корвалана», посвященная первому в истории СССР «политическому обмену». В 1976 году Буковского, автора антисоветской книги «Пособие по психиатрии для инакомыслящих», обменяли на главу чилийской компартии. Один сидел за убеждения в СССР и ненадолго стал звездой на Западе. Другой — наоборот. Но вот дальше у них все пошло по-разному.
Корвалан изменил внешность и нелегально вернулся на родину, где продолжил борьбу с режимом Пиночета. После того как диктатора отстранили от власти, ушел на пенсию и спокойно доживает свои дни в Сантьяго в окружении родни.
Буковский же встретился с президентом Картером, написал книгу мемуаров, получил кучу премий «за вклад в дело демократии», организовал бойкот московской Олимпиады. И вот теперь собрался в президенты. Вся его «программа» состоит на данный момент из с жаром декларируемой оппозиционности ко всему подряд. «Не думаю, что сегодня в России кто-либо имеет более явное оппозиционное отношение к существующей системе, чем я». Я тоже не думаю, что кто-то так думает. А Валерия Новодворская главным аргументом в пользу Буковского считает то, что «никто из наших политиков не провел столько лет в тюрьме». Хороша рекомендация. Воистину — с такой «группой поддержки» и конкурентов не надо.
Эх, не умеют они. Я бы объявил, что этот Буковский — тот самый, который писатель, без «й», автор «Фактотума» и «Юга без признаков Севера». Пока вы там в глубинке разобрались бы, что писатель уже давно умер… Да, победить на выборах не получилось бы, конечно, все равно, но хотя бы интерес к персоне вызвали бы. А на большее Буковскому рассчитывать и не приходится. Хотя бы потому, что, как и лягушкам во Франции, в России лицам с двойным гражданством выставлять свои кандидатуры запрещено. Впрочем, даже если бы разрешили — без шансов.