Когда журналисту Гонгадзе отрезали голову, и майор Мельниченко заявил, что это было сделано по приказу Кучмы, одни (сторонники Ющенко на Украине и российские либералы) поверили, что это действительно был приказ Кучмы, а другие (украинские консерваторы и сторонники Путина в России) решили, что Гонгадзе на самом деле убил кто-то вроде Березовского, чтобы подставить Кучму. Поскольку достоверных сведений об организаторах убийства Гонгадзе нет ни у кого до сих пор, и те и другие свято уверены в своей правоте. А поскольку в России сторонников Путина гораздо больше, чем либералов, то получается, что большинство граждан России склоняется ко второй версии — той, которая про Березовского. Тем более что все помнят, как три года назад исчез и потом нашелся Рыбкин, а там-то без Березовского точно не обошлось.
На каком-то этапе самые проницательные поняли: теперь кто бы ни убил очередного соратника Березовского или, скажем, Невзлина (для массового сознания это синонимы), все равно все подумают, что за убийством стоит Березовский (или Невзлин). А раз так, значит, появляется самый простой способ подставить Березовского (или Невзлина). Конспирология в квадрате.
Более того. В какой-то момент оказалось, что конспирология бывает не только в квадрате, но и в кубе. Самая популярная сейчас в либеральной тусовке версия отравления Александра Литвиненко: Литвиненко убил (внимание!) кто-то, кто хочет подставить российских силовиков, потому что все бы и так подумали, что его убили силовики, чтобы подставить Березовского.
Что-нибудь понятно? Мне — нет.
У Агаты Кристи был роман «В алфавитном порядке». В нем серийный убийца вначале зарезал человека с фамилией, которая начиналась на «А», потом — на «B», потом — на «С», а потом обленился и просто пришел в кинотеатр и зарезал первого попавшегося зрителя, справедливо полагая, что рядом обязательно окажется кто-нибудь, чья фамилия начинается на «Д», и все всё поймут правильно. Когда конспирологические теории овладевают сознанием людей, даже самое бессмысленное преступление (часто даже вопреки воле преступника!) приобретает какой-нибудь смысл. И общество тихо сходит с ума, потому что невозможно оставаться в здравом рассудке, когда знаешь, что кругом подставы, заговоры и обманки.
Когда стало известно о том, что в Ирландии стало плохо Егору Гайдару, ни один комментатор не сделал самого простого, в общем, предположения — известно же, что практически каждый, кто бывал в Ирландии или в Шотландии, хоть однажды напивался виски. Но нет, все говорили об отравлении, о «следе Березовского», «следе ФСБ». Простые ответы, видимо, унизительны для российских политологов.
И, наверное, не очень правильно так говорить, но для меня настоящим глотком свежего воздуха стала автокатастрофа «феррари» депутата Керимова — хоть в этом случае никто не сомневается, как было на самом деле. Никто не ищет заговоров, никто не выясняет, кто подставил Керимова. Конспирология потерпела свое первое серьезное поражение, и, бог даст, рано или поздно мы вообще перестанем искать потаенный смысл в простых вещах.
Все равно на самом деле всем управляют марсиане.