Когда на центральной площади тувинской столицы поставили юрту с вывеской «Призывной пункт «Политзавода», к ней пришло более двух тысяч молодых людей. А с учетом населения Тувы это чуть ли не вся молодежь Кызыла плюс представители сельских районов. Правда записаться на участие в конкурсе решились не все. Да и в самом деле — кто сказал, что все должны хотеть быть депутатами?
К нашему приезду в Кызыл их осталось уже только девятнадцать — остальные, как на «Фабрике звезд», отсеялись на промежуточных этапах, и теперь этим девятнадцати предстояло продемонстрировать свои достижения на сцене республиканского культурного центра.
Зал был разделен на две половины — на одной сидели зрители, на другой жюри, при этом публика, сидевшая по обе стороны от разделительной ленты, мало отличалась друг от друга — обычная молодежь. Как те, кто и на сцене — выходили друг за другом, рассказывали о своих успехах. Кто-то вывел жильцов своего дома на субботник, кто-то провел акцию против наркотиков, кто-то накануне вступительных экзаменов в вузах повесил на выезде из Кызыла трогательный плакат «Возвращайтесь!» — не чтобы тувинские абитуриенты провалили экзамены и вернулись домой, а чтобы они не забывали о родине, когда закончат университеты в Москве или Красноярске.
Кто-то рассказывал о себе и своих успехах по бумажке, кто-то — без шпаргалок. Сергей Жибинов, 26-летний юрист, показал целый фильм о себе — специально снял. Тамир Дан-Сюрюн, 23-летний студент-историк, вызвал на сцену приятеля и вдвоем с ним прочитал рэп о «Единой России» — об успехах рассказывать не стал, просто сказал, что они у него есть.
— Ну и как тебе? — спросили меня молодогвардейцы по окончании церемонии.
Я сказал, что прикольно, только странно как-то: победили не те, кто активнее всего работал весь месяц, а те, кто эффектнее всех себя показали — у одного фильм, у другого рэп. А мне ответили:
— Победа Сергея — это очень важно, потому что других способов попасть в хурал для русского здесь не существует…
Впереди у них было три месяца изнурительной предвыборной кампании. Вопреки всем ожиданиям, именно в тихой Туве противостояние между «Единой Россией» и «Партией жизни» стало едва ли не самым жестким. В лучших традициях девяностых кандидаты обменивались компроматом, переходили из одной партии в другую и обратно, жаловались друг на друга в Москву и избирателям. Ни Сергей Жибинов, ни Тамир Дан-Сюрюн депутатами не стали, но назвать их проигравшими язык не поворачивается. Политический опыт — штука незаменимая. Все только начинается.