Министр образования А. Фурсенко: «Правила приема на бюджетные места в аспирантурах должны быть ужесточены. Не в каждом вузе сегодня должна существовать аспирантура. Часть аспирантур перейдет на платную форму обучения».
К 2008 году предлагается сократить число организаций, занимающихся фундаментальными исследованиями, до 100-200. Сейчас только у Российской академии наук (РАН) насчитывается около 500 научных институтов, а у Российской академии медицинских наук (РАМН) их не менее 100.
«Re:Акция»:
Что делать с теми учеными, которые после сокращения количества научно-исследовательских институтов останутся без работы, Андрей Александрович, скорее всего, еще не придумал. Видимо, чтобы не пополнять ряды безработных и не плодить никому не нужных научных деятелей, предлагается урезать и число аспирантур. Что делать с теми, кто хотел бы посвятить свою жизнь неблагодарному делу развития фундаментальной науки, тоже пока неясно. Вероятно, отправлять их учиться на нужные стране специальности.
Хочется поинтересоваться у Андрея Александровича, почему он считает себя в праве определять будущее тысяч людей, навязывая им потолок под названием «прикладные знания» и лишать их того, чего нельзя лишать никого и никогда – возможности самореализоваться?
Уменьшение количества вузов, сокращение числа студентов, увеличение платы за высшее образование, ужесточение требований к абитуриентам, компенсация государству средств, затраченных на образование студента – все эти меры приведут к формированию узкой закрытой касты, в которую войдут люди, имеющие возможность получить высшее образование. На 99 процентов она будет состоять из тех, чье финансовое положение позволит преодолеть все созданные барьеры, и на 1 процент – из ломоносовых. Но последних будет слишком мало, и отечественная наука очень скоро прекратит свое существование.
Несмотря на бюджетный профицит государственные мужи не увеличивают финансирование науки и образования, а наоборот – пытаются оттяпать еще и еще, видимо, пытаясь перевести эти сферы на самоокупаемость. Ведь в рыночной экономике все должно быть самоокупаемо. Вот только вопрос: в России уже сформировалась рыночная экономика? И если нет, то почему ее строительство начинается с разрушения того, что является достоянием страны?
Любой поклонник компьютерной игры «Цивилизация» подтвердит, что без постоянных финансовых вливаний в науку создать мощное государство с конкурентоспособной экономикой невозможно. Но Андрей Александрович явно в нее не играл. А зря – умная игрушка, хороший тренажер для министров. Лучше ставить виртуальные эксперименты на ней, чем на системе образования реальной страны.