Прошлым летом во время белых ночей ко мне приехала подруга из Москвы, и я решила устроить ей экскурсию по ночному городу. Уже под утро возникла идея сходить на остров Новая Голландия. Сейчас эти склады, построенные еще при Петре I, – закрытая территория, которую молодые матросики охраняют от всякого нежелательного вторжения. Но так как дело было часов в шесть утра, стражники видели десятый сон, и мы без труда туда проникли. Там я осознала, что город живет своей жизнью, которая не зависит от нас и не прекращается ни на минуту... Мы сидели на острове и в какой-то момент вдруг все замолчали. Человек, который привел нас туда, тихонько сказал: «Послушайте».
Я прислушалась и услышала гул где-то вдалеке. Как будто работал огромный завод. Дымят трубы, вертятся шестеренки... Но это вдалеке. А вокруг тишина. Я была поражена, ощутив, что город действительно живет и это не выдумки романтиков. И вот после этого я начала охоту на призраков города, пытаясь разглядеть их за всем обычным, что нас окружает.
«Пиратская станция»
Мы с другом поехали на дамбу, которая соединяет наш город и Кронштадт. Ее строят уже очень давно, но работа идет медленно. Сейчас это странное сооружение, напоминающее заброшенный космодром. Мы были там ночью, поэтому движения никакого на трассе не было. Побродив вокруг, осмотрев сооружение со всех сторон, я решила залезть наверх, к маяку. Туда вела прислоненная к стене металлическая лестница. Пока я лезла, мои ладошки дважды чуть не примерзли к ней. Забравшись, я остановилась прислушаться и погреть руки. Огляделась. Меня окружали трубы, арматуры и бетонные блоки.
Но сама нереальность окружающего, темнота... А еще ветер, который кружил в этой бетонно-металлической конструкции, хлестал ее снегом. Создавалось впечатление, что кто-то ходит внизу, внутри, вокруг. Я стояла, прислушивалась и вглядывалась, пытаясь этого «кого-то» увидеть. Я знала, что на этом сооружении одна. Кому еще надо лезть туда в два часа ночи в такой мороз? Разумом я это понимала, но чувства отказывались подчиняться.
Появилось ощущение, что если пойду вглубь – не вернусь... В брошенном космическом корабле время на миг застыло. И я бросилась спускаться вниз, не выдержав этой гробовой тишины.
Грани реальности.
Мосты – это питерское все. В городе, который стоит на островах, они имеют особое значение. Мостов много, но новых нет. Самый молодой построен полвека назад минимум. И вот у нас строят новый мост. Он похож на те, которые показывают в фильмах про Нью-Йорк, Чикаго, Сан-Франциско. Знакомые говорят, что мост этот пока просто бесполезен, хотя и построен с целью разгрузить основные магистрали. Мы отправились туда ночью. В это время открываются те грани обычного, которые дневной свет тщательно скрывает. Недалеко от моста находится пост ГАИ. На нем нас остановили, попросили выйти из машины. Когда гаишники узнали, что мы едем на мост фотографировать, то странно посмотрели на нас и отпустили.
Мост появляется перед тобой внезапно. Он огромен... Чем-то похож на мост из клипа Gorillaz. Тросы, поддерживающие его, у своего основания очень похожи на ядерные ракеты, направленные в небо, вот-вот готовые выстрелить. Наверное, не зря мосты часто выступают как связующее звено между пространством, разными мирами, судьбами. Вот и для меня, человека из города Питера, мост этот стал началом нового этапа в моей жизни. Он связал меня прошлую с той, которая есть сейчас и будет всегда, я надеюсь.