«Клянусь своим париком, не знаю как сокровища, а вот малярия на этом острове точно есть!» — воскликнул доктор Ливси (Р. Стивенсон. «Остров сокровищ»).
В конце сентября мир содрогнулся от новости: на острове Робинзона Круза (Чили) нашли клад, который оценивается в 10 млрд долларов. Буквально за несколько месяцев до этого там побывал обозреватель «Re:Акции» и по совместительству ведущий программы о путешествиях Антон Зайцев.
Зайцев вернулся, обогащенный только впечатлениями. И вот теперь с неподдельной грустью рассказывает о том, что происходит в месте, где люди двести лет искали клад и, наконец, нашли.
Когда внуки будут спрашивать у меня: «Скажи, дедушка, а был ты когда-нибудь близок к успеху?», я с уверенностью отвечу: «Да!». И в отличие от других неудачников назову точное расстояние, которое отделяло меня от богатства, почета, славы… Пятнадцать метров!
На такой глубине, как показал нам прибор «Артурито», покоятся сокровища инков, зарытые на острове Робинзона Крузо. А где же еще быть кладу, как ни на острове с таким названием?
Остров расположен в Тихом океане, в пятистах километрах от побережья Чили. Добраться туда можно на маленьком самолете — пять часов лету, кормят, но туалета нет.
Слухи о спрятанных там сокровищах давно будоражили умы охотников за кладами. Знающие люди утверждали, что в начале XVIII века, в разгар войны за испанское наследство, из Мексики отправился флот под командованием адмирала Хуана Эстебана Абилья Ичеверия. Трюмы огромных галеонов были под завязку набиты золотом инков. Но в Европе шла война, Испания, похоже, ее проигрывала, и осторожный адмирал решил золотишко припрятать, пока все не уляжется. На острове Робинзона Крузо, который в ту пору назывался Мас-а-Тьерра. Но где именно? Никто не знал. Остров, конечно, небольшой , 20 на 8 километров, но укромных местечек там хватает.
Самым упорным кладоискателем оказался некий Бернанд Кайзер, который начал свою робинзонаду шесть лет назад. Однажды простой миллионер из Чикаго увидел телепередачу о таинственных кладах, перевернувшую всю его жизнь. Кайзер продал бизнес и начал изыскания в испанских и чилийских архивах. Утверждает, что нашел некие старые и очень пыльные документы, в которых указано расположение сокровищ. (На честный вопрос «Где именно?» отвечал загадочной, как у Джоконды, улыбкой).
Надо сказать, что остров Робинзона Крузо — заповедник под охраной ЮНЕСКО. Копать, высекать и рубить что-либо там запрещено. Однако Кайзер сумел договориться с местной администрацией, и ему позволили уродовать заповедник шурфами и раскопами.
За шесть лет Кайзер потратил на поиски клада два миллиона долларов. (Если бы он их просто закопал — тоже получился бы вполне приличный клад).
Я встретился с Бернардом возле местной достопримечательности — пещеры Александра Селкирка.
Надо сказать, что на острове популярные литературные сюжеты наслаиваются один на другой. Тут тебе и «Остров сокровищ», тут тебе и «Робинзон Крузо», прототип которого, английский моряк Александр Селкирк, прожил на острове четыре года. По преданию, он поселился в пещере на берегу моря, которая позже превратилась в местную достопримечательность.
Кайзер ловко лавирует в коллективном воображаемом, подтверждая одни мифы и опровергая другие. Например, он совершенно не верит, что Селкирк жил в пещере имени своей фамилии. Зачем, когда можно соорудить уютный дом из пальмовых листьев?
Отвоевав таким образом пещеру у Робинзона, Кайзер тут же приспособил ее под собственные нужды, обнаружив в ней зашифрованное сообщение о сокровищах. Стены грота украшены разными надписями. В одной из них кладоискатель признал инициалы адмирала Хуана Эстебана Абилья, вписанные в изображение алмаза — символа богатства. «Вот, смотри, это буква «Х», — убеждал меня взволнованный Бернард, — это «Э» — «Эстебан». Видишь?! Буквы вырезаны испанским адмиралом в 1715 году! Он был здесь!»
Перед лицом такого энтузиазма скептицизм пасует. Я живо представил себе испанца в роскошном мундире, который сидит на корточках и царапает ножиком стену. А позади него высятся груды золота.
За годы раскопок Кайзер нашел немало предметов, подтверждающих его теорию, но ничего такого, что можно было бы продать. Пуговицу от испанского мундира. Монету. Какие-то черепки. Кажется, такое положение дел его вполне устраивало. Жить на острове — одно удовольствие. Местные боготворили богатого чудака, дающего им работу. А он имел возможность на вопрос «Чем занимаешься, старик?» гордо отвечать: «Ищу сокровища на острове Робинзона Крузо».
Конец этой идиллии положил прибор «Артурито», который видит все насквозь. Вредноскоп, сканирующий почву. С помощью которого, как сообщают, сокровища уже найдены — все 600 бочек с золотом. И совсем не там, где копал Кайзер.
За Кайзера, конечно, обидно. Но и за себя тоже! Быть может, стоило мне сойти с тропинки, копнуть… И вы бы куда больше любили своего дедушку, дорогие внуки!
P. S. Компания Wagner Technology, которой принадлежит обнаруживший клад всех кладов робот «Артурио», потратила на поиски сокровищ примерно один день. Именно столько времени понадобилось, чтобы чудо техники обнаружило район на острове, который «светится» 800 тоннами золота. Мировые агентства уже передали комментарий Кайзера: «Нужно думать логически. Эта новость недостойна внимания. Ни один геофизик не сможет серьезно заявить, что он отрыл сокровища за один день». Судя по всему, Кайзер собирается искать сокровища и после того как они, как утверждается, в октябре будут подняты на поверхность. Видимо, настоящих кладоискателей такие мелочи, как то, что сокровища уже найдены, не останавливают.