Само слово «поэзия», кажется, попахивает нафталином. Оно воспринимается рудиментом прошлого, пришедшим из XIX века, самое позднее – из середины XX века. Составители серьезных антологий старательно делают вид, что после ухода Бродского на ниве изящной словесности – пустыня.
Вот уж дудки! Новые поколения поэтов выходят на подмостки. Они не похожи на предшественников. Они старательно ищут собственный язык, формы, образы. Будут ли помнить нынешних стихотворцев – еще вопрос. Но они есть, и с этим нам всем придется смириться. Как бы не распорядилось будущее их именами, 21 марта, когда весь мир отмечает День поэзии, – это их праздник.
Газета «Rе:Акция» присоединяется к торжеству, и вы все – в списках приглашенных.
Серия стихотворных книг – проект «Поколение» – появилась на свет благодаря «Вавилону», объединению молодых поэтов, которое полтора десятка лет координировал Дмитрий Кузьмин. Серию открывают четыре сборника. Дина Гатина (г. Энгельс), лауреат «Дебюта» за малую прозу, больше известна именно стихами. Ее тема – мир детства, следы и черты детства в мире девушки и женщины. В стихах Михаила Котова ярко заявлено стихийное речевое начало. Антураж его стихов – ночные клубы с кислотной музыкой, эстетика Сорокина и Пелевина. Ксения Маренникова и Татьяна Мосеева – центральные фигуры того поэтического тренда, которому критики присвоили имя «рассерженные молодые девушки» (по аналогии с «рассерженными молодыми людьми» в западной литературе 60-х).
Общая – возможно, поколенческая – черта всей четверки: идти не от литературной традиции, а от собственной жизни, от ее событийной канвы и внутреннего пульса.
Презентация этих четырех книг и всего проекта «Поколение» прошла 23 марта в 20.00 в литературном клубе «Среда обитания», который собирается в Центральном доме предпринимателя (Москва, ул. Покровка, 47).
Дина ГАТИНА
* * *
рисовать хорошо:
на деревьях яблоки, грибы, белки
на воде утки, кувшинки, крейсер
под водой русалка, водолаз, рыба
на небе солнце, луна, тучи, птицы, самолет, вертолет, ракета, Гагарин –
это первая ложь от радости, что знаешь,
от детского –
потом исчезли яблоки с елок,
потом у рыбок появились жабры,
потом сами рыбки исчезли,
потому что они под водой и их не видно.
Михаил КОТОВ
М МИНУС М
губы склеиваются от слюны пополам с карамелью
от ее слюны
я уйду я оставлю ее но минуту промедлю
страшно не быть собой не будучи кем-то иным
страшно смотреть себе в глаза завраться но не сберечь
бросаться в новое люблю
будто в детстве в январский бассейн
страшнее всего понимать не о тебе речь
то есть совсем
Ксения МАРЕННИКОВА
***
успокаивать тебя, говорить
шу шу
говорить, что я не шучу
в такое время, когда нечем дышать – я не дышу
все эти пустые слова
что нам говорят, радио, говорит Москва
Нью-Йорк, еще два случая заболевания SARS
я думаю, это большой скандал
совсем близко ядерная война
ближе чем ты от меня, без слов, минус восемь часов
хорошо, если
так просто увидимся
хотелось бы наверняка
приготовить речь, никуда не торопиться.
с нами
никогда, ничего
не случится
о том речь.
Татьяна МОСЕЕВА
* * *
я боялась съехать с высокой горки
мне было чуждо что ли
съезжать – подниматься – ступеньки – держись – съезжать – подниматься
с куском картонки
визги, детское бесстрашие, мокрые варежки
отличные снеговики, реже бабы, крепости
большеголовые звери без меха
созидание от неверия
в то, что можно подняться и съехать
моих снежных людей ломали те, кто не боялся
но снежные люди остались, а больше никто не остался