Суть конфликта проста, как угол дома. В школе директора Поносова на компьютерах стоит Windows, а красивых бумажек с надписью «Certificate of Authenticity», удостоверяющих легальность установленных программ, у директора нет. А это есть прямое нарушение 146 статьи УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав», предусматривающей наказание за пиратство в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Разумеется, Русь встала на защиту своего директора. Во-первых, сам он на компьютеры ничего не ставил, а всего лишь купил их у какого-то парня, который и набил жесткие диски злостным контрафактом. А во-вторых, и это самое главное, зажрались они там, в своем Microsoft, ну нет у русского человека денег, чтобы платить сотни долларов за какую-то там программу, и что ж нам теперь, ими не пользоваться?! В каменном веке жить от бедности?!
Логика, скажем прямо, ущербная. Во-первых, статья 146 УК РФ в своей второй части гласит: «Незаконное использование объектов авторского права». Поэтому совершенно не имеет значения, каким именно образом на компьютерах в школе директора Поносова оказались ворованные программы. Их использовали. А во-вторых, попробуйте представить себя на месте программиста. Желательно — с женой и двумя детьми.
Вы многие месяцы, а то и годы, писали программу. Затратили значительные средства на исследования, патентную защиту, покупку необходимых вам технологий. Платили зарплату сотрудникам. И вот наконец программа готова. Вы упаковываете ее в красивую коробку и пишете цену — допустим, двести долларов. Или пятьсот. Вы хотите продать программу за эти деньги. Вы ее написали и вы хотите получить за нее столько-то. Это ваше дело.
И вдруг кто-то берет вашу программу и говорит: извини, братан, ты че-то дорого просишь, мы столько заплатить не сможем, не обессудь. И уходит. А вы идете домой к жене и двум детям и говорите: я сегодня ничего не заработал, потому что моя программа стоит дорого, и мне за нее платить не хотят, а берут так.
Обидно, не правда ли? Отчего-то теоретики copyleft считают, что если нечто воспроизводится практически бесплатно (то есть копируется), то это и не может иметь выраженной стоимости. При этом забывается главное — интерес того, кто это нечто создал. Это — МОЁ. И если я хочу продавать это за тысячу долларов — я имею на это право. А если хочу отдавать бесплатно — это тоже мое право.
Директор Поносов нарушил закон. Незнание его об этом не избавляет от ответственности. Нет денег на продукцию Microsoft — пользуйся Линуксом. Все просто и ясно.
Но поднялась волна народного гнева. Мы снова выглядим идиотами.