Конкурентоспособность современной компании зачастую зависит от умения сотрудников действовать в сложных и нестандартных ситуациях. По этим причинам кадровые психологи несколько лет назад разработали особый тип собеседования — стресс-интервью. Оно позволяет отследить, способен ли кандидат сопротивляться психологическому давлению, умеет ли он расставлять приоритеты. Во время такого интервью работодатель старается манипулировать поведением соискателя, стремится выбить его из колеи.
Нестандартная обстановка
Соискатель ждет, что собеседование будет проводиться в комфортной обстановке с доброжелательным собеседником. Но работодатель может предложить кандидату заполнить анкету в коридоре, прислонившись к стенке, а собеседование провести на ступеньках здания или еще больше обескуражить соискателя, пригласив его в ресторан.
Шок-эффект: 100 вольт*
Необычное поведение интервьюера
Чтобы усугубить состояние нервозности у соискателя, работодатель может использовать различные невербальные техники. Например, молчать в продолжение всего собеседования, перебивать каждую реплику собеседника или выстраивать интервью в форме допроса. Могут всем своим видом демонстрировать, что они не слушают человека и не заинтересованы в его персоне.
Шок-эффект: 300 вольт
Большое количество присутствующих
Кандидата будут интервьюировать от двух до пяти рекрутеров. Или же на собеседование придут еще порядка десяти претендентов на ту же вакансию. Во многих российских косметических компаниях — «Орифлейм», Olay, Schwarzkopf — собеседование на позицию менеджера по продажам проводится с 15-25 кандидатами одновременно. Такой же «массовой» тактикой отбора претендентов пользуется компания British Petroleum.
Шок-эффект: 200 вольт
Каверзные вопросы
Вопросы могут быть самые разные — от глупых и не относящихся к теме до требования объяснить, почему именно кандидат считает, что достоин занимать предложенную должность, чем он заслужил такую зарплату, считает ли он себя лучшим специалистом применительно к намечаемой зарплате. Могут быть и такие: «Умножьте без калькулятора 24 на 37. Каков результат?» или «Как измерить высоту здания барометром?», или «Почему канализационные люки круглые?». Отвечая на них, соискатель создает у работодателя некоторое мнение о своем логическом мышлении.
Шок-эффект: 250 вольт
* Измеряется в вольтах. Напряжение в области солнечного сплетения
Чтобы пройти такое «шоковое» собеседование с достоинством, в первую очередь необходимы находчивость и быстрота реакции. Порой стресс-интервью гораздо легче выдержать безалаберному студенту без особых комплексов, общительному и любознательному.
Галина Спасенова, руководитель департамента рекрутинговой компании «Контакт»: «Соискателю стоит иметь в виду, что основная цель стресс-интервью — проверить кандидата на стрессоустойчивость, посмотреть, способен ли он быстро сориентироваться в ситуации стресса и не поддаться на манипуляции. Поэтому самая грамотная линия поведения — это корректность и уверенность в себе. Лучшее поведение в данной ситуации отражает высказывание: «Спокойствие убивает врага!».
Если HR-директор вдруг начал беседу в коридоре, постарайтесь принять естественную позу и отвечать на вопросы, как будто встретившись в подъезде со старшим по возрасту соседом.
Рекрутер зовет на собеседование в ресторан? Опять-таки не стоит впадать в панику. Однако в этом случае не рекомендуется что-либо заказывать, а также курить за столом. Скорее всего, работодатель будет вести себя также: вряд ли он будет ужинать с соискателем.
Что касается возможных каверзных вопросов, то тут можно дать только один совет: включайте воображение. Объясните свой ответ. Пусть он не будет верным, кадровик, безусловно, оценит вашу находчивость.
Иногда (впрочем, это бывает редко) стресс-интервью может проходить жестко, например, на человека могут накричать. Наталья Очкасова, HR-директор с большим опытом (компания «Разгуляй УкрРос»), говорит, что после подобного собеседования руководитель обязательно должен извиниться перед претендентом и объяснить, что с ним проводилось стресс-интервью: «Если этого не произошло, то это может говорить только о непрофессионализме кадровиков данной компании либо о полном неуважении к соискателю».
Вообще, столкнувшись с такими условиями приема на работу, соискателю стоит задуматься над тем, действительно ли ему нужно это странное место. Павел Кузянов, начальник отдела оценки и развития персонала ОАО «Лебедянский»: «Задача любого собеседования при приеме на работу для рекрутера — понять, насколько претендент соответствует корпоративной культуре компании и требованиям должности. Соискателям, успешно прошедшим подобное интервью, следует учесть, что работать придется приблизительно в таких же условиях. Обычно мотивацией для работы в подобных компаниях служит ее имя, которое впоследствии можно будет упомянуть в резюме, либо высокая зарплата».
Группа риска
По словам Марины Хадиной, консультанта по подбору персонала кадрового агентства «Анкор», сегодня стресс-интервью используется не так уж часто. Однако достаточно регулярно «шоковые» интервью проводятся с соискателями-претендентами на следующие должности:
• менеджеры по рекламе
• специалисты по связям с общественностью
• менеджеры по работе с клиентами (особенно так называемые «привлеченцы»)
• специалисты по работе с претензиями
• менеджеры торгового зала
• психологи и специалисты по подбору персонала
• кассиры-операционисты
• журналисты и репортеры
• ведущие прямого эфира
• административные работники (офис-менеджеры).
Работодателям: имидж на кону!
Есть несколько очевидных слабых сторон метода стресс-интервью.
Во-первых, рекрутер вынужден проявлять неуважение и грубость к соискателю.
Во-вторых, для того чтобы провести такое собеседование, необходимо обладать специальными навыками и техниками, иметь обширные знания в области психологии и, главное, уметь оперативно снимать искусственно созданный стресс.
В-третьих, не всегда понятно, как оценить, успешно или неуспешно прошел интервью соискатель, если, конечно, его поведение не было абсолютно неадекватным.
Даже при положительном результате собеседования у кандидата могут остаться неприязнь и настороженность по отношению к компании и сотрудникам, проводившим с ним беседу. Соискатели, не прошедшие испытание или отказавшиеся от работы в такой фирме, рассказывают везде и всюду о «страшных и злых работодателях», подрывая репутацию компании.